|
|
Главная / Статьи об управлении персоналом / Десять лучших бесплатных способов поощрения работников |
|
РЕЙТИНГ ВУЗОВ или Где выращивают лидеров бизнеса?Кадровая компания НАВИГАТОР решила выяснить: где учились руководители и топ-менеджеры предприятий Киева? Какие ВУЗы они заканчивали в юношестве и какое образование выбирали, уже поднимаясь по карьерной лестнице? Какие учебные заведения являются кузницей топ-менеджеров, где пестуют будущих лидеров?
Мы проанализировали резюме более 500 наемных руководителей киевских предприятий и департаментов численностью от 20 человек в различных сферах бизнеса ( производство, торговля, услуги). В выборку попали примерно 75 % мужчин и 25% женщин в возрасте от 25 до 45 лет с высшим образованием и опытом руководящей работы от 2-х лет. Результаты нашего исследования отличаются от других подобных рейтингов. Одни исследования или опросы основаны на известности, «престижности» вузов, другие – на предпочтении выпускников работодателями, третьи – на основе предположения, выпускники каких вузов могут рассчитывать на более высокую зарплату… Мы основывались не на субъективных предположениях, а на реальных достижениях, на результатах «естественного отбора», пройденного на фронтах украинского бизнеса. Стоит также учитывать, что «хороший специалист» и «хороший руководитель» - не всегда одно и то же. 1-я таблица скорее отражает тенденцию - выпускники каких вузов/специализаций чаще становятся руководителями, лидерами. При оценке результатов стоит помнить, что большинство людей выбирает 1-е, т.н. формальное образование не совсем осознанно, в возрасте 17- 20 лет и делает это обычно под влиянием обстоятельств, родителей, друзей и т.п. А вот 2-я таблица отражает уже более сознательный выбор – дополнительное образование, которое наши респонденты получили уже в более зрелом возрасте, после 25 лет. Когда они уже осознали свои лидерские качества, добились первых успехов и ощутили конкретную потребность в каких-либо знаниях. Какие выводы можно сделать из 1-го списка? Прежде всего, заметно преимущество экономических и технических и ВУЗов. Видимо, эти заведения дают образование, максимально приближенное к потребностям рынка. Лидеры, как оказалось, вырастают прежде всего из технарей, производственников и экономистов. Наличие в первой 20-ке университетов из Одессы и Харькова говорит о повышенных амбициях выпускников именно этих городов, сделавших карьеру в столице. Что касаемо карьерного роста, сложились две основные тенденции. Либо ИТР проходят путь от рядового инженера, мастера до руководителя на одном и том же производственном предприятии. Либо, не найдя себя в технической сфере, а возможно, увидев, что профессия пока не востребована нашим государством (судя по зарплате), уходят в коммерцию и вырастают в руководителей уже там (карьерная вертикаль быстрее проходится именно в коммерции, в продажах). Лучший результат среди гуманитарных ВУЗов – 9-10 места. Скромные показатели педуниверситета и не попавшего в 15-ку медуниверситета говорят о том, что, по перечню специальностей они «ближе к людям», чем к запросам бизнеса. В советское время действовала система «госзаказа». Сейчас, когда мы говорим о том, будут ли востребованы, а следовательно, популярны те или иные специальности и ВУЗы, мы имеем ввиду, будет ли эта специальность (профессия) востребована сферой бизнеса или нет. Легко ли специалисту с такой специальностью найти достойную работу или нет. К сожалению, гуманитариев и медиков не готовят адекватно бизнесу. Может быть, это и не нужно. Поэтому, если кто из них и «выбивается в начальники», то, скорее всего, не благодаря образованию, а вопреки ему или благодаря своим высоким адаптивным способностям. 2. Второе образование
Таблица 2 показывает, что выбирают люди, уже определившиеся в жизни и получившие первый опыт руководства бизнесом. В большинстве случаев они сами в процессе работы начинают понимать необходимость дополнительных знаний в сфере экономики, маркетинга, управления людьми и бизнесом; либо в специальных технических знаниях. Однако иногда, возможно, людям просто нужен определенный диплом, который мог бы повысить их вес на рынке труда? Или получение нужного диплома является обязательным для продвижения в карьере… Здесь опять же выигрывают те вузы, которые постоянно проводят мониторинг рынка труда и стараются удовлетворить или даже предвосхитить его потребности. Стоит учитывать немаловажный фактор – доступность 2-го образования. Естественно, многие предпочли бы получить диплом МВА известного западного вуза. Однако только немногие могут себе это позволить. Поэтому именно благодаря доступности образования МАУП и оказался на 1-м месте. КНУ и КМА заканчивают люди, которые в возрасте 17-22 лет не смогли или не успели получить образование в престижном вузе; или те, кто 1-е и 2-е образование предпочел получить в одном и том же вузе. Среди ТОПов самого высокого уровня преобладают МВА самых различных уровней и стран. Однако большинство из них упоминается по 1-2 раза и остались за рамками нашего рейтинга. Основные выводы.Чаще всего «естественный отбор» лидеров происходит из выпускников ведущих технических и экономических вузов, где они получают общую базу знаний. Через 5-12 лет у них появляется уже осознанная потребность в получении специальных знаний по управлению бизнес-процессами и людьми.
Сергей Беляев,
Кадровая компания НАВИГАТОР, Ассоциация кадровых агентств Украины АРКА. Другие полезные статьи: www.navigator.lg.ua Опубликовано: Газета «Employment», №14 от 27.04.2007 г. |
Главная страница |
Искусство мотивации персонала |
Отзывы участников |
Фото с тренингов |
Портфолио тренеров
Другие программы |
Оценка персонала |
Таинственный покупатель |
Микро-МВА |
Статьи / Книги |
Контакты
Создание сайта студия «Зина дизайн», Луганск© 2005 г. |
||||||||
|
||||||||